Апоп

Апоп, в египетской мифологии исполинский змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра. Апоп обитал в глубине земли, где и происходила его борьба с Ра. Каждую ночь Апоп подстерегал Ра, плывущего в солнечной ладье по подземному Нилу, и выпивал из реки всю воду. В еженощном сражении с Апопом Ра всегда выходил победителем и заставлял чудовище изрыгнуть воду обратно.

Апоп и Бог Ра
Змей Апоп и Бог Ра,
период XIX династии
Ра убивает Апопа
Ра в образе кота убивает
Апопа, Британский музей

В другом мифе Ра в образе рыжего кота отрезал голову змею Апопу под священным симокором, древом жизни города Гелиополя. Сюжет этой легенды изображен на вышеприведенном папирусе Хунифера 1275 года до нашей эры, хранящемся в Британском музее. Апоп считался творением Нейт, явившимся из первозданных вод до Великой Эннеады.

Существовала и версия об Апопе как о старшем боге-создателе Вселенной. К концу Среднего царства, после завоевания Египта гиксосами, и в поздний период развития египетских культов змея Апопа сближали с демоническим богом Сетом.

В поздней египетской мифологии цари Египта Птолемеи придумали своеобразную унию египетской и греческой религии, дав Осирису греческий облик, под именем Сераписа, и стараясь сопоставлять свои божества с египетскими. Так, например, проводилось отождествление богов и других мифических существ обеих религий: Амона с Зевсом, Апопа с Тифоном, Тота с Гермесом, Осириса с Дионисом, Хатор с Афродитой, Гора с Аполлоном, Нейт с Афиной.

Таким образом, о стремлении к очищению египетской религии не могло быть и речи. Напротив, она все менее и менее начинала удовлетворять народ. Во-первых, она была лишена всякого изящества и возвышенности. Египтяне не только не были чужды семитского фетишизма, но развили в своих мифах другой род фетишизма – культ животных-символов и воплощений божеств.

Например, бык, символ мужской силы, под именем Аписа, считался воплощением Птаха-Сокара-Осириса в Мемфисе, Мневиса – в Илиополе и т.д.; баран по той же причине был посвящен Амону и Хнуму; ибис, предвещавший своим прилетом наводнение, – богу меры и числа Тоту; фантастическое животное пустыни – Сету; могучий кобчик – победителю его, Гору; крокодил – богу зноя Себеку; шакал и гиена, блуждающие по кладбищам, – подземному богу Анубису, и т.д.

Женским божествам посвящались коровы (Исиде, Хатхор) или животные кошачьей породы (Баст, Пахт), как символы плодородия. Эти животные содержались при храмах с большим почетом, изрекали оракулы, пользовались культом и после смерти получали торжественное погребение.